18 Апреля description 05:48
Вернуться назад

11:49

02.12

563

Татарская Пакаевка – малая частица большой Родины

Пятого декабря Саратовская область отметит 85-летие с момента основания. Наш регион, образованный в 1936 году, граничит на юге с Волгоградской областью, на западе – с Воронежской и Тамбовской областями, на севере – с Пензенской и Ульяновской областями, на северо-востоке – с Самарской областью. В Саратовской губернии проживают представители 111 национальностей, самые крупные этнические группы – это русские, украинцы и белорусы, казахи и татары, мордва и чуваши, немцы, армяне. И в каждом уголке региона есть национальные сёла и посёлки – самобытные и уникальные по своей культуре, бережно хранящие многовековые обычаи и традиции. Одно из таких сёл в Петровском районе – Татарская Пакаевка, отмечающая в этом году 300-летие.

 

Село Татарская Пакаевка, основанное в 1721 году, расположено на границе с Пензенской областью вдоль рек Вершаутка, Белый Ключ и Сосновка. Реки соединяются и впадают в полноводную Суру.
В начале XVIII века в тридцати километрах от крепости Петровск, на берегу реки Вершаутка, появилось селение Русская Пакаевка, где жили русские и эрзянская мордва. А наше село - Татарскую Пакаевку основали служилые татары Узинского стана Пензенского уезда: они прибыли на это место в период между 1721 и 1747 годами из деревень Вершаут, Бегеево Узинского стана, часть - из деревни Исенские Большие поляны и из деревни Усть-Рахманка Темниковского уезда. По преданию, одним из первых жителей села был беглый каторжник – татарин по имени Пакай.
В 1800 году татары села Пакаевка, объединившись с татарами Карлыгана и Вершаута, судились из-за земельной межи с соседним помещиком Столыпиным. Поверенные татар утверждали, что их предкам земля была пожалована российским императором Петром I в 1704 году "в вечное потомственное владение", оформление этих земель за татарами осуществляла Петровская воеводская канцелярия. Они писали, что никогда прежде их не притесняли землёй, а к концу века лучшие участки стали отписывать на соседних помещиков Лупандина, Аплечеева, Юматова и Толстую.
Жили на нашей земле предки известного дворянского рода Лупандиных, служили Отечеству. Были капитанами боевых кораблей, градоначальниками и статскими советниками. Последний из рода Лупандиных – Владимир Сергеевич до революции был крупным землевладельцем, вёл хозяйство по всем правилам. Лупандиным были пожалованы земли царицей за верность и заслуги перед Отечеством близ сёл Пакаевка, Вершаут, Белая Гора.
Усадьбу с красивым двухэтажным домом построил Нил Лупандин на берегу пруда. Но главной достопримечательностью дворянского имения был прекрасный парк, который занимал более двух гектаров земли. Кроме липовых аллей от пруда до площадки, которая служила крокетным стендом, там размещался большой плодовый сад. И по сей день запущенный парк сохранил свою планировку. Столетние липы напоминают нам о былом величии…
Во время Великой Отечественной войны из Татарской Пакаевки на фронт ушли восемьдесят три человека. Навечно на полях сражений остались лежать пятьдесят четыре наших земляка, а те, кто вернулись домой, были изранены. Им бы ещё лечиться и лечиться, но надо было работать, восстанавливать разрушенную фашистами страну, трудиться на благо Саратовской области. Поэтому они сделали всё, чтобы мы, их потомки, жили мирно и счастливо.
Первая мечеть в Татарской Пакаевке была построена в 1893-1895 годах на средства управляющего фабрикой в городе Волгограде Башир-бая, выходца из Пакаевки. Это величественное здание на высоком берегу реки Вершаутки с возвышающимся минаретом и полумесяцем на куполе было видно издалека. В годы советской власти здание мечети отвели под школу. Впоследствии его разобрали из-за аварийного состояния фундамента. Из сруба старой мечети в 2007 году пакаевцы построили новую, ныне действующую мечеть. Простые люди, предприниматели, фермеры, духовные наставники не пожалели средств на её возведение. Руководил строительством имам села Вильдян Шабаев. Возвышается белый минарет над селом, даёт людям духовные силы и веру в светлое будущее, напоминает о нравственности и праведности.
В годы советской власти, когда по всей стране стали организовываться колхозы и совхозы, в Татарской Пакаевке тоже появился колхоз, получивший название "Игенчеляр юлы" ("Путь хлебороба").
Сейчас в нашем селе работают десять крепких фермерских хозяйств, на них и держится жизнь Татарской Пакаевки. Занимаются сельчане растениеводством и животноводством. Фермеры дают работу не только местным жителям, но и людям из соседних сёл. Наша плодородная и ухоженная земля возвращает всё сполна, славится богатым урожаем и прославляет тех, кто трудится на ней.
Среди неутомимых тружеников, влюблённых в свою профессию и искренне переживающих за судьбу малой родины, такие наши односельчане, как Жавдяр Рифатович Рахманкулов, Рива Ривгатьевич Шамсетдинов, Нариман Раисович Давыдов, Заур Шамильевич Ризванов, Зиннет Зякиевич Давыдов, Жамиль Мухаметдинович Багдалов, Жавид Диндянович Шабаев, Нариман Фатихович Рахманкулов, Рамиль Фаритович Шабаев, Зуфяр Шакюрович Алимов. Помимо развития производства они всегда поддерживают социальную сферу села - помогают клубу и школе, ремонтируют дороги.
Современная Татарская Пакаевка лежит вдали от больших городов. И по-прежнему манит она девственной чистотой и красотой своих птенцов, разлетевшихся из родного гнезда в разные города и веси. Поэтому хотя бы раз в год они слетаются на малую родину, чтобы весело и дружно отметить праздник Сабантуй. Кстати, к нам на Сабантуй приезжают не только мусульмане, но и люди других национальностей: татары и мордва, русские и украинцы, живущие в дружбе и согласии веками, – это главное достояние и основа нашей сильной России. А село Татарская Пакаевка – малая частица большой Родины.

Говорят, что время беспощадно, оно стирает из памяти всё. Но, наверное, не зря человеку дана память, для того и нужна она, чтобы бороться со скоротечностью времени, сохраняя самые ценные воспоминания о событиях минувших лет и веков.
Музей - это хранилище нашей истории. Сюда приходят, чтобы увидеть предметы, документы и фотографии прошлого. И чем дальше уходит прошлое, тем дороже оно становится для нас.
В нашем сельском доме культуры осенью 2013 года по инициативе работников культуры, учительницы татарского языка и жителей был создан музей национального татарского быта.
В школе Татарской Пакаевки, в классе татарского языка, был краеведческий уголок с уникальными экспонатами. Когда мы начали собирать предметы старины, школа передала свои экспонаты в наш музей. Односельчане приносили то, что находили у себя дома – посуду, одежду, орудия труда. Сейчас в нашем музее национальной культуры можно увидеть татарскую национальную одежду - женскую и мужскую, вышитые рушники, скатерти, салфетки в национальном стиле, кувшины, чугуны и чугунки, коромысла и ухваты, прялки, серпы и утюги, жернова и деревянную пахталку, старинный деревянный сундук и другие предметы «старины глубокой», бережно сохранённые пакаевцами разных поколений. В 2017 году экспозицию пополнили ещё три экспоната - старинный точильный круг, самодельные циркуль и пила.
Есть в музее и уголок, посвящённый землякам – участникам Великой Отечественной войны. Здесь хранится каска, пробитая пулей, можно увидеть пилотку, фотоаппарат военного периода, патефон, книги о саратовцах, зачищавших Родину от фашистских захватчиков, и, конечно же, списки наших односельчан, воевавших на фронтах и павших на полях сражений.
В наш музей с удовольствием приходят взрослые и дети, жители села и гости, приезжающие к родным и друзьям. Они с интересом разглядывают экспонаты, задают вопросы про те или иные предметы домашнего обихода, иногда и сами рассказывают о каком-нибудь экспонате. Школьников мы знакомим здесь с историей села, рассказываем о том, как жили их прадедушки и прабабушки, чем занимались и увлекались. Дети с интересом слушают, спрашивают о том, что для них ново, стараются подцепить чугунок ухватом, покрутить жернова, посидеть за прялкой и заглянуть в старый деревянный сундук.

Село Татарская Пакаевка живёт, несмотря на трудности. наши односельчане бережно хранят традиции и обычаи, передавая их следующим поколениям. Мы с уважением и почтением говорим сегодня о наших долгожителях – хранителях истории села. Это Рахим Билялович Керимов (1929 года рождения), Мянсура Мусяиновна Давыдова (1935 года рождения), Кафия Аюповна Ризванова (1936 года рождения), Зяйняб Беляловна Каримова (1936 года рождения) и Вильдян Фяттяхович Шабаев (1937 года рождения).
У нас работают Дом культуры, библиотека, школа-девятилетка, фельдшерско-акушерский пункт. С любовью трудятся на земле те, кто прикипели душой к нашему живописному краю.
В доме культуры Татарской Пакаевки успешно действуют творческие объединения - кружок декоративно–прикладного искусства «Сказка», изобразительного творчества «Радуга», танцевальная группа «Акада», вокальная группа «Сандугач», любительская судия «За чашкой чая».
Наша гордость - ансамбль татарской песни «Алтын ай», удостоенный звания «Народный коллектив». Он начал свою творческую деятельность в 1972 году под руководством Нясими Хатимовны Бахтеевой (сейчас – Керимовой), она руководила им до 1977 года. С 1977 по 2000 годы «Алтын ай» возглавляла Раися Ризвановна Сайфетдинова. Это при ней в 1994 году ансамбль получил почётное звание «Народный коллектив». С 2000 по 2009 годы коллективом руководила Рима Зякиевна Эльгериева, начиная с 2009 года и до сих пор его возглавляет Альфия Зарифовна Шабаева.
Мы любим наше село – одно из самых лучших и красивых в Саратовской губернии, помним и знаем его историю, а ещё приглашаем всех к нам в гости - в Татарской Пакаевке вам всегда рады!