26 Апреля description 07:23
Вернуться назад

12:05

28.04

215

Вспомним всех поимённо…

Продолжается совместная работа группы «Поиск» и «Петровских вестей» над созданием Книги памяти Петровского района «Петровчане - узники фашистских лагерей». Сегодня мы представляем читателям её очередную главу.
Напоминаем, что первые части этого уникального издания были опубликованы в нашей газете в год 70-летнего юбилея победы советского народа в Великой Отечественной войне, далее они выходили по мере сбора и подготовки информации группой «Поиск» и её руководителем Сергеем Крупновым («ПВ» №48 и №49 от 10 и 17 декабря 2015 г., №26, №28, №40 и №41 от 7 июля, 21 июля, 6 и 13 октября 2016 г., №11 от 23 марта 2017 г., №28 и №29 от 12 и 19 июля 2018 г., №15 от 11 апреля 2019 г., №14 и №15 от 2 и 9 апреля 2020 г., №20 и №21 от 15 и 21 мая 2020 г., №51 от 17 декабря 2020 г., №4 от 4 февраля 2021 г.).

 

 

Егор Фомич ИВАНОВ

Родился в 1910 году в селе Оркино Жерновского района, воспитывался в крестьянской семье. Мордвин. Сведений об образовании нет. Известно, что в детстве и юности помогал родителям в ведении личного крестьянского хозяйства. В 1930 году в Оркино был создан колхоз, Егор Иванов вступил в него. В 1941 году Жерновский РВК мобилизовал нашего земляка на фронт. Точная дата, когда Егор Фомич Иванов попал в плен и был доставлен в шталаг №357 в городе Славута (в настоящее время - Хмельницкая область Украины), не известна. Есть данные, что содержался он во II-м блоке, личный номер военнопленного – 14.423. Умер 11 августа 1943 года.

 

Историческая справка

Шталаг №357 – Славута

Осенью 1941 года немецко-фашистские захватчики оккупировали город Славута и организовали в нём для раненых и больных офицеров и бойцов Красной Армии лазарет, дав ему наименование "Гросслазарет Славута, Цай лагерь 301".

Лазарет был расположен в двух километрах юго-восточнее Славуты и занимал 10 трёхэтажных каменных блоков-казарм военного городка. Все здания гитлеровцы обнесли густой сетью проволочных заграждений, вдоль них построили вышки, на которых находились пулемёты и прожекторы, а также размещалась охрана.

Лагерь "Гросслазарет №301" был разделён на две зоны. Первая – шесть блоков с больными: блок №1 – больные тифом и туберкулёзом, блок №2 – дизентерией, блоки №3 и №4 были хирургическими, №5 и №6 – терапевтическими. Вторая зона лагеря была отделена от первой шоссейной дорогой "Шепетовка – Славута" и состояла из четырёх блоков. Здесь пленные, состояние которых было более удовлетворительным, в блоке №7 ждали отправки на работы в Германию, женщины-военнопленные содержались в блоке №8, а рабочие команды, что обслуживали лагерь, жили в блоках № 9 и №10.

Администрация концлагеря, немецкие врачи и охрана в лице коменданта гауптмана Планка, затем сменившего его майора Павлиска, заместителя коменданта Кронсдорфера, гауптмана Ное, штабсартца доктора Борбе, его заместителя доктора Штурма, обер-фельдфебеля Беккера проводили массовое истребление советских военнопленных путём создания специального режима голода, скученности, антисанитарии и заражения инфекционными болезнями, применения пыток и прямых убийств, лишения больных и раненых лечения, принуждения крайне истощённых людей к каторжному труду.

В Гросслазарете немецкие власти содержали 18 тысяч тяжелораненых, а также страдающих различными инфекционными заболеваниями военнопленных. На смену умершим сюда непрерывно подвозили эшелонами новые партии узников. В пути следования военнопленным не выдавали пищу и воду. Из каждого эшелона, прибывавшего на вокзал станции Славута, гитлеровцы выбрасывали сотни трупов и закапывали их в лесу. Когда колонна пленных следовала до концлагеря, их по дороге избивала охрана, обессиленных тут же пристреливали. Как правило, гитлеровцы ударами прикладов и дубинок встречали узников у ворот "лазарета", затем отбирали у вновь прибывших кожаную обувь, тёплую одежду и личные вещи.

Суточный пищевой рацион военнопленного состоял из 250 граммов эрзац-хлеба и двух литров баланды. Немецкие врачи периодически заражали пленных инфекционными болезнями, которые называли "парахолерой" - это заболевание было плодом варварских экспериментов немецких медиков, в результате чего 80 процентов заражённых умирали. Эти эпидемии как возникали, так и заканчивались внезапно.

Больных и раненых размещали на трёхъярусных дощатых нарах, которые шли по всей длине этажа в несколько рядов. На каждом этаже лежало по 800 человек. Окна блоков были забиты досками. Помещения не отапливались в морозные зимние ночи, люди лежали на голых нарах без подстилок, сбиваясь от холода в кучу, чтобы согреться.

Зимой смертность среди пленных была очень велика – за сутки замерзало до 400 человек. Мёртвых не успевали вывозить на кладбище, поэтому трупы выбрасывали через окна и во дворе складывали штабелями. Воды не хватало даже для питья. Постоянно из бараков доносились мольбы о помощи и просьбы о том, чтобы дали хоть каплю воды. Больных одолевали вши, на нарах было много клопов.

Наиболее ярким свидетельством изуверского отношения фашистских палачей к военнопленным являлся тот факт, что многих пленных они закапывали в могилы заживо - это доказала следственная комиссия при раскопках мест массовых захоронений: в дыхательных путях умерших был обнаружен песок.

С самого начала формирования концлагеря немцы приняли на работу врача-хирурга Фёдора Михайловича Михайлова, который, войдя в доверие к фашистам, лечил их в госпитале, а также оказывал помощь военнопленным. Фёдор Михайлович создал в концлагере и в городе Славута подпольную антифашистскую организацию. Под его руководством был создан партизанский отряд. В начале 1942 года Михайлов уже руководил всеми подпольными организациями Проскуровской (Хмельницкой) области и готовил восстание против фашистских оккупантов. Но в июле 1942 года, по доносу предателя, был арестован гестапо и через две недели пыток, второго августа 1942 года, в центре города Славута его повесили гестаповцы.

Желание вырваться из плена, голод, репрессии, постоянная угроза смерти понудила военнопленных пытаться бежать из концлагеря. Подпольная группа блока №2 в 1943 году решила организовать побег и прорыла из подвала строения туннель длиной 95 метров, выйдя за ограждение лагеря. Строительство длилось шесть месяцев. 24 ноября 1943 года по туннелю совершили побег 15 узников. Руководил этим побегом старший лейтенант, врач Роман Лопухин.

В октябре 1943 года на территорию лагеря прибыла колонна из 23-х тысяч военнопленных, которые участвовали в строительстве секретного телефонного кабеля "Винница – Берлин". В то время войска Красной Армии подошли к Киеву, поэтому немцы хотели уничтожить свидетелей этого секретного объекта. Пленных заселили в первые три блока, в течение недели им не давали пищу. Когда люди теряли силы, их выводили группами по 100 человек на лагерное кладбище и убивали ударами лома по голове, кололи штыками. За неделю была уничтожена вся прибывшая партия военнопленных. Полицаи засыпали траншеи с мёртвыми землёй, а потом гусеничный бульдозер утрамбовал землю, которая ещё шевелилась от живых тел и пузырилась кровью.

Следственная комиссия обнаружила 640 могил массовых захоронений.

 

Матвей Фёдорович ИВАНОВ

Родился в 1912 году в крестьянской семье, которая жила в селе Оркино Жерновского района. Мордвин. Сведений об образовании нет. В детстве и юности, как и все ровесники - односельчане, помогал родителям заниматься личным крестьянским хозяйством. В 1930 году в Оркино организовали колхоз, Матвей Фёдорович вступил в него. В середине 1930-х годов женился на Анне Романовне Михалиной. У Матвея и Анны родилось много детей, но выжили всего трое – Мария, Таисия и Виктор.

Колхозник Матвей Иванов горячо поддерживал Советскую власть, разделял взгляды большевиков. Партийная организация села Оркино 9 сентября 1939 года приняла его в "сочувствующие". Следующим шагом должно было стать заявление о приёме кандидатом в члены ВКП(б), но этого почему-то не произошло. Когда 22 июня 1941 года Германия напала на Советский Союз и началась Великая Отечественная война, Матвей Фёдорович по-прежнему был беспартийным.

Жерновский РВК мобилизовал Матвея Иванова, как и многих других жителей района, ещё шестого июня, то есть до начала войны. Всем мобилизованным объявили, что они направляются в Петровск на трёхмесячные военно-полевые сборы. Когда 22 июня 1941 года стало известно о нападении Германии на СССР, выяснилось, что всё это время в городе формировался 615-й стрелковый полк 167-й стрелковой дивизии 63-го стрелкового корпуса. В конце июня полк убыл на фронт, а третьего июля 1941 года уже занимал оборону на левом берегу реки Днепр в Белоруссии.

Наш земляк в составе своего полка участвовал в знаменитом Смоленском сражении: в течение двух месяцев, с 10 июля по 10 сентября 1941 года, войска Красной Армии сражались с превосходящими их силами противника, стремясь любой ценой задержать фашистов и не пропустить к Москве. В районе города Гомель (Белорусская ССР) 16 августа 1941 года рядовой Матвей Иванов попал в немецкий плен. Его вывезли на территорию оккупированной Польши и поместили в шталаг VIII-F (318) Ламсдорф. Личный номер военнопленного – 11 410. Затем Матвея Иванова перевели в другой концлагерь – шталаг III-C Альт–Древитц, всё там же, в Польше. В этом лагере 12 января 1942 года Матвей Фёдорович Иванов погиб.

По сообщению Российского Общества Красного Креста, на месте бывшего лагеря Альт–Древитц есть мемориальное кладбище с братскими могилами советских военнопленных. За ними осуществляется постоянный уход.

В Книгу памяти Саратовской области (том 5 страница 525) уроженец Петровского района М.Ф. Иванов занесён, как пропавший без вести в декабре 1941 года.

 

Историческая справка

Мордва

Финно-угорский народ, который делится на два субэтноса — мокша и эрзя. Самоназвание мокшан - "мокшет", эрзян — "эрзят". Говорят на мокшанском и эрзянском языках, относящихся к мордовской подгруппе. Этнографические группы эрзян - шокша и терюхане, мокшан — каратаи. Проживают в Российской Федерации, около трети - в Мордовии, а также в сопредельных областях - Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской, Самарской, Московской. Относятся к коренному населению Центральной России. Верующие, в основном православные, есть также приверженцы народной религии (традиционная религия мокшан — мокшень кой), лютеране и молокане.

 

Сергей Иванович ИРГИСКИН

Родился 17 сентября 1919 года в селе Оркино Жерновского района, воспитывался в крестьянской семье Ивана Иргискина и Прасковьи Кочкаевой (видимо, родители жили в гражданском браке, что для того времени было довольно-таки редким явлением). Мордвин. Сведений об образовании нет. В детстве вместе с родителями занимался личным крестьянским хозяйством. В середине 1930-х годов Сергей Иргискин вступил в местный колхоз. Со временем (точная дата неизвестна) родители вместе с сыном переехали на постоянное место жительства в посёлок Куст Петровского района. Оттуда осенью 1939 года Сергей Иванович ушёл на срочную службу в ряды Красной Армии. В звании рядового наш земляк служил на территории Литовской ССР (Прибалтийский военный округ). В первый же день Великой Отечественной войны – 22 июня 1941 года - он попал в плен в районе города Каунас. На допросе сказал, что является бойцом 177-го стрелкового полка. Но нам удалось выяснить, что на 22 июня 1941 года 177-й стрелковый полк дислоцировался в Закавказском военном округе. Из этого становится ясно, что верный воинской присяге Сергей Иргискин обманул фашистов и назвал вымышленный номер части. Его вывезли в Восточную Пруссию и поместили в шталаг I-B Хоэнштайн.

 

Личный номер военнопленного - 288 (то есть в лагерь он прибыл с первой партией советских военнопленных). Наш земляк С.И. Иргискин погиб в немецком плену 16 декабря 1941 года.

 

Историческая справка

Прибалтийский военный округ

Округ был образован 11 июля 1940 года - сразу после ввода Красной Армии на территорию прибалтийских государств, до их формального вхождения в состав Союза ССР. Первоначально включал территорию Латвийской и Литовской ССР и западную часть Калининской области РСФСР. Управление округа формировалось на базе управления упразднённого Калининского военного округа и размещалось в Риге.

17 августа 1940 года переименован в Прибалтийский особый военный округ. При этом в его состав была включена территория Эстонской ССР, а часть Калининской области, входившая в Прибалтийский военный округ, передана в Московский военный округ. Округу были подчинены все войска, располагавшиеся на территории трёх республик, в том числе и армии бывших независимых государств, включённые в РККА.

С началом Великой Отечественной войны преобразован в Северо-Западный фронт. Командующий Прибалтийским особым военным округом генерал-полковник Фёдор Исидорович Кузнецов очень беспокоился об усилении боеспособности своих частей, а потому 21 июня 1941 года отдал приказ применить светомаскировку — затемнить все армейские объекты. Бойцы дивизий, стоявших на границе, получили боекомплект и начали минировать определённые пограничные участки. Кроме того, ещё в середине июня было приказано эвакуировать семьи военнослужащих из приграничных гарнизонов вглубь страны. Генерал посильно готовился отражать возможное нападение. А 20 июня 1941 года нарком обороны Семён Константинович Тимошенко отдал приказ немедленно вернуть все семьи военнослужащих в пограничные гарнизоны. Жён офицеров с детьми принудительно снимали с поездов и возвращали назад. У большинства из них уже не было шансов эвакуироваться во второй раз. Также было запрещено минировать стратегические пути, приказано отвести части от границы и даже разоружить красноармейцев. 11-я армия отчиталась: "Вместо ускорения сосредоточения частей армии в оборонительных районах штаб округа дал указание вести обычные учения в лагерях, и ещё 21 июня вечером у красноармейцев отобрали патроны". Весь боекомплект надлежало сдать на гарнизонные склады. Около 15 часов 21 июня 1941 года нарком Тимошенко в разговоре по телефону с Кузнецовым лично приказал последнему отменить своё распоряжение по затемнению Риги.

Общая списочная численность войск Прибалтийского военного округа на 22 июня 1941 года составляла 325 559 человек. В его состав входили 19 стрелковых дивизий, четыре танковые и две мотострелковые дивизии, пять смешанных авиадивизий. Противник сосредоточил против войск округа 562 015 солдат и офицеров (21 пехотную дивизию, семь танковых, шесть моторизованных дивизий и одну моторизованную бригаду), 1 697 танков, 3 045 орудий, 4 140 миномётов, 2 556 противотанковых орудий. В интересах этой группировки действовало более 1 000 самолётов (1-й воздушный флот — 412 самолётов и 8-й авиакорпус 2-го воздушного флота — 560 самолётов). Соотношение в полосе обороны ПрибОВО по личному составу было в пользу противника по танкам - 1:1, по артиллерийским орудиям - 2,4:1, по миномётам 2,8:1, по противотанковым орудиям 1,6:1, по зенитным 3:1, и только по самолётам войска Красной Армии имели преимущество 1:1,2. Всё это привело к тому, что в первые дни Великой Отечественной войны войска фронта оказались в исключительно тяжёлом положении, не смогли отбить удар агрессора и начали отступать. Мощный кулак 3-й и 4-й танковых групп фашистов уже в первый день войны расколол защиту войск Северо-Западного фронта. К ночи на 23 июня передовые части немцев были уже в 60-ти километрах к югу от Каунаса. На Виленском направлении, которое прикрывала 11-я армия, немецкие боевые машины сумели проскочить по мостам через Неман вместе с отходом наших частей. Переправившись через Неман, немецкие танки устремились к Вильнюсу, но натолкнулись на отчаянное сопротивление. Фёдор Кузнецов попросил наркома обороны маршала Семёна Тимошенко "помочь закрыть разрыв с Западным фронтом", а также "усилить фронт военно-воздушными силами …". К исходу 24 июня стало ясно, что разгромить 4-ю танковую группу противника намеченными силами не удастся, на Вильнюсском направлении войска не смогли не только остановить, но даже замедлить продвижение танковых соединений противника. К вечеру 24 июня 1941 года фашисты захватили Каунас и Вильнюс. Лишившись у границы своих танковых соединений, командование фронта потеряло возможность парировать дальнейшие удары немецких войск. В результате в июне - июле 1941 года войсками Северо-Западного фронта в ходе Прибалтийской стратегической оборонительной операции были потеряны Литва, Латвия и значительная часть Эстонии. В начале июля командование округа, в том числе и командующий Фёдор Исидорович Кузнецов, в полном составе было снято со своих постов с формулировкой "за неумелое управление войсками".

 

Петровчане - военнопленные, погибшие в фашистской неволе.

С. Крупнов, руководитель группы "Поиск", В. Петрова, В. Растегаева, В. Учаев, В. Меркулова, ученики 11 класса санаторной школы-интерната, сотрудники группы "Поиск".