07 Февраля description 16:17
Вернуться назад

16:10

15.02

328

Изучаем историю города с «ПЕТРОСПЕКТИВОЙ»

В ноябре прошлого года в «Петровских вестях» впервые был опубликован материал, подготовленный на основе исследовательской работы петровчанина Александра БОЧКАРЁВА – автора краеведческого интернет-проекта «ПЕТРОСПЕКТИВА», посвящённого истории нашего города и памятникам архитектуры, в том числе и, к сожалению, уже утраченным. В нём упоминалась Никольская пустынь (во второй половине XVII – начале XVIII века располагалась на месте современной улицы Льва Толстого), при строительстве нашего города обращённая в Никольский мужской монастырь, и Тихвинская церковь. Публикация, которую петровчане прочитают сегодня, тоже результат труда автора «ПЕТРОСПЕКТИВЫ»: она, несомненно, будет интересна и тем, кто вдумчиво и кропотливо изучает историю родного города, и всем, кто пока ещё делает первые шаги в краеведении.
Осень и зима, как оказалось, богаты на церковные праздники в честь почитаемых святых в Петровске. Прежде всего, конечно, это престольные праздники двух наших прекрасных храмов - Покровского и Казанского, которые отмечаются четырнадцатого октября и четвёртого ноября. А 21 ноября православные верующие празднуют ещё одну значимую дату - Собор Архистратига Михаила (по "старому стилю" он выпадает на восьмого ноября).
Как известно, Петровск прошлого был очень религиозен: в уездном городе действовало шесть приходских церквей (одна из них - кладбищенская), мужской монастырь, две домовых церкви и, как минимум, одна часовня. А теперь обратимся к периодическому изданию "Саратовские Епархиальные Ведомости" №2 от второго января 1905 года. Из него следует, что в дореволюционном Петровске Собор Архистратига Михаила являлся престольным праздником для домовой церкви при Духовном училище и для придельного престола Николаевской церкви.
Духовное училище постройки 1879 года на Дворянской (ныне – Советской) улице, где позже располагался Мордовский педагогический техникум, затем - педагогическое училище, во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов - один из корпусов эвакогоспиталя №16-92 и, наконец, "белое" здание средней школы №3 - объект, давно знакомый практически всем петровчанам.Михайловская домовая церковь здесь была освящена 28 апреля 1883 года и перенесена в новое помещение (внутри cамого училища) в 1905 году. Находилась она под попечительством располагавшейся по соседству свежепостроенной Свято-Троицкой (Покровской) церкви.
На одной из ретрофотографий здания училища на крыше по центру фасада виден возвышающийся крест (считаю, что снимок сделан после 1905 года).
Что касается Николаевской церкви с придельным престолом святого Архистратига Михаила, то здесь речь идёт о каменном здании, построенном и освящённом во временном промежутке 1833-1852 годов (во всех источниках даётся именно такой большой "разбег" в датах). Так вот, церковь эта находилась, приблизительно, на месте нынешних двухэтажных домов №103 и №107 на улице Шамаева, то есть на квартал восточнее современного корпуса школы №2.
Во временной линии разных версий зданий Николаевской церкви интересуемая нас находится по середине: считается, что её предшественница - первая однопрестольная Николаевская деревянная церковь, была построена в 1750 году, а последовательница же была начата постройкой в 1910-х годах в соседнем квартале на запад (на север от здания школы №2, которое мы видим сейчас) и из-за исторических событий не была завершена (информации о ней практически нет).
Но это всё, что касается, как я называю, "Петровска обозримого", то есть того, который мы уже можем увидеть на фотографиях, датируемых, как минимум, с периода 1880-го года. Вот есть фотография Духовного училища, вот есть фотография Николаевской церкви в правобережной части города... Если же углубиться в историю города на реке Медведице ещё чуть раньше, то становится очевидно, что рассматриваемый нами Михайловский престол в религиозной жизни города существовал практически с самого его начала - с 1700 года (освящение - в 1702-м) в Богоявленской церкви как престол придельный.
О Богоявленской церкви я ранее не рассказывал, а ведь это ещё одна из многих приходских церквей Петровска. Здание 1700-го года - самая первая деревянная церковь в истории этого места особого Божьего присутствия. К сожалению, она сгорела в январскую ночь 1737 года. но что интересно - уже через год, в 1738-м, будет возведена вторая Богоявленская церковь, также деревянная и тоже с придельным престолом Архистратига Михаила.

 


Из-за большого пожара в этой части города (помимо церковного здания тогда от огня пострадали 50 домов) в 1775 году Михайловский придел здесь придётся освятить заново. А в 1835 году появится последняя Богоявленская церковь - уже однопрестольная, каменная, которая успеет попасть на фотографию и стать, хотя бы в качестве исторического снимка, "обозримой" для нас. Месторасположение её было рядом с оврагом по современной улице Шамаева (угол улиц Шамаева и Спартака).
Таким образом, в первой половине XIX века Михайловский придельный престол перешёл от Богоявленской церкви к церкви Николаевской.
Вспоминая один из декабрьских церковных праздников - день Николая Чудотворца (в просторечье - "Никола зимний", отмечается 19 декабря), коротко напомню читателям газеты и о том, где в дореволюционном Петровске почитали Святителя Николая.
Во-первых, ещё незадолго до основания города-крепости в 1698 году, по преданию, на левом берегу Медведицы существовала Никольская пустынь, позже обращённая в известный нашим предкам Никольский мужской монастырь. Во второй половине XVIII века церковь в нём будет перестроена в каменную, Никольский престол станет придельным. В начале XX века на территории монастыря возведут новый храм с главным престолом во имя Николая Чудотворца.
Во-вторых, Николаевская церковь, о которой упоминалось выше. До постройки её каменного здания (период 1833-1852 годов), вероятно, существовали две деревянные церкви в разных слободах по соседству – в Ардымской и Мокшанской.
В-третьих, Святителя Николая почитали в самом главном храме Петровска: придельный Никольский престол существовал в соборной церкви Петра и Павла (сейчас на этом месте на улице фридрих Энгельса расположен сквер с памятником борцам за советскую власть и детский сад №11 «Лучик»).
Чуть меньше месяца назад, в праздник Крещения Господня, православные верующие совершали крестный ход к Иордани (проруби для купания) на реке Медведице возле Железного моста. Православный праздник Крещения называют ещё Богоявлением. К этому почитаемому не только верующими дню я впервые полностью завершил визуальную реконструкцию одной из существовавших в дореволюционном Петровске церквей - Богоявленской. Для читателей газеты «Петровские вести» прикладываю фотографии местности в современном представлении, где находилась эта церковь, и фотографию-референс, с которой происходило моделирование (изображения трёхмерной модели церкви можно посмотреть в телеграм-канале "ПЕТРОСПЕКТИВА" t.me/petrospektiva1698).

 

 

 

P.S. По поводу Богоявленской и Николаевской церкви есть ещё крайне интересная загадка про, как я их называю, "церкви-дублёры": считаю, что до появления каменных зданий упомянутых церквей существовало по две церкви каждого престола (то есть вместо двух - четыре) и назывались они по их местоположению в городе, то есть по своим слободам - Богоявленская "Труевская", Богоявленская "Инсарская", Николаевская "Мокшанская", Николаевская "Ардымская". Но, как говорится, - это уже совсем другая история. История, о которой в скором времени мне также хотелось бы рассказать...

Александр Бочкарёв