25 Апреля description 23:55
Вернуться назад

15:41

19.03

500

Успешные проекты, творческие мастерские, уникальные исследования…

20 марта в Петровске состоится финальный этап ежегодных Международных Мартыновских чтений. Их организаторами традиционно выступают министерство образования Саратовской области, кафедра филологического образования регионального института развития образования, областное отделение Ассоциации учителей литературы и русского языка, управление образования администрации Петровского района и коллектив школы №8.

Чтения, как и в предыдущие несколько лет, проводятся в два этапа. Первый (заочный) тур, проходил с 29 января по 9 марта, в нём участвовало более 800 человек. География участников представлена 15 регионами России, 24 районами Саратовской области, а также странами ближнего зарубежья - Казахстан, Армения, Узбекистан, Туркменистан и дальнего - Египет, Марокко, Тунис, Ангола, Алжир и Колумбия.

Педагоги приняли участие в онлайн-конференции "Читательская грамотность современного школьника". Её итоги подведут на заседании круглого стола "Успешные практики по формированию читательской грамотности", в нём примут участие учителя Саратовской области и преподаватели других регионов России.

Ежегодно организаторы готовят для участников какой-то сюрприз. В этот раз в рамках реализации проекта "Петровское наследие – переулками истории", победившего в конкурсе Фонда Президентских грантов, в школе создан экскурсионно-образовательный центр дополнительного образования. Одной из его составляющих стала мастерская "Петровский сувенир", которая откроет свои двери 20 марта: каждый посетит мастер-класс и изготовит памятный сувенир, который сможет забрать с собой.

Среди работ, заявленных на Мартыновские чтения, много уникальных исследований, за которыми стоят интересные открытия и удивительные находки. У каждого участника - свой подход к раскрытию темы, которую он изучал и анализировал. Нашим читателям мы предлагаем ознакомиться с небольшой частью наиболее ярких отрывков из рефератов и исследовательских работ, подготовленных конкурсантами и их руководителями.

 

 

Пять ветвей династии Устиновых

…Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Мы любим Родину, а значит - живём с нею одной жизнью. У каждого из нас свои истоки. Малая родина – это не только милая сердцу природа, но ещё и человеческие взаимоотношения, традиции, династии. История села Сосновоборское Петровского района тесно связана с известной династией Устиновых…

Генеалогическое древо этой семьи, основателем которой является петербургский и саратовский купец, промышленник и предприниматель, один из некогда богатейших жителей Нижнего Поволжья Михаил Андрианович Устинов, представлено пятью ветвями - по числу его сыновей. Каждая представляет определённый интерес.

Поработав с различными источниками и архивными материалами, нам удалось собрать обширный материал об истории Устиновых - русского дворянского рода. Несмотря на то, что он не имеет древних глубоких корней и сформировался фактически в начале XIX века, его представители сумели добиться высокого положения и уважения, внесли большой вклад в развитие родной губернии и страны. В начале работы мы предположили, что выбор занятий представителей династии Устиновых не был случаен. Собранный материал подтвердил наши предположения: все представители этой семьи занимались интересным для себя делом, не наживались на доходах, а развивали определённую отрасль хозяйства. Роль родителей в выборе будущего детей велика…

На любом поприще представители знатного рода добивались определённых высот. Об этом свидетельствуют многочисленные награды, высокие оценки, полученные ими при увольнении со службы, их достижения в области конезаводства и сельского хозяйства, их деятельность как меценатов…

В. Пантеева, П. Фролова, М. Егорова, учащиеся 6-а класса санаторной школы-интерната г. Петровска, 

А. Иванова, Д. Пантелеев, учащиеся 5-а класса школы №60 г. Саратова

 

Альбом семейной славы

Отгремели бои в далёком прошлом... Но живы воспоминания о тех, кто спас мир на нашей земле. Мы, подрастающее поколение, узнаём о героях из фильмов, книг, учебников и семейных фотографий, которые бережно хранятся. Наша семья не исключение: у нас есть альбом воспоминаний. Там мало снимков, но я с гордостью и трепетом листаю эти страницы.

Вот фотография моего прадедушки Льва Михайловича Кузнецова. Он родился 24 июня 1926 года в Петровске Саратовской области. Его мать Евдокия Ивановна работала директором детского дома, отец Михаил Максимович служил в НКВД и с самого начала войны был призван на фронт. Сражаться с фашистами ушёл и старший брат Леонид. А прадед, будучи в ту пору пятнадцатилетним мальчишкой, остался с матерью в городе. Он, как и все подростки, трудился в тылу наравне со взрослыми - работал на заводе "Молот". По словам моей бабушки, он был худеньким, маленького роста, с трудом доставал до станка. Для того, чтобы быть повыше, под ноги себе он подставлял ящик. Приходилось много работать, несмотря на юный возраст: задерживались допоздна, но рано утром нужно было опять вставать к станку. А так хотелось спать! Иногда случалось, что зимой мама сажала его полусонного на санки и везла на работу. Опаздывать было нельзя, за это грозило суровое наказание вне зависимости от возраста заводчан.

Смотрю на фотографию и невольно сравниваю себя и прадеда. Он был на год младше меня, но война сделала всех детей взрослыми, воспитала в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины и победы.

Для меня мой прадед – герой, который вынес все тяжести войны и своим трудом приближал победу. Я хотел бы быть похожим на него…

И. Коршунов, ученик 10 класса школы №8 г. Петровска

 

Школы Петровского района в годы войны

Условия работы советских школ в период Великой Отечественной войны были очень тяжёлыми. Миллионы детей на оккупированных территориях не учились, в тылу число учащихся увеличивалось за счёт эвакуированных школьников. Так, в Петровск в 1941-1942 годах прибыло 408 эвакуированных учеников. Большинство школ нашего города работало в две, а то и в три смены, не хватало учебников, тетрадей, учебных пособий…

Несмотря на громадные расходы на нужды фронта, за четыре года войны в Петровске не прекратило работу ни одно учебное заведение. Исключением стали только немецкие школы, закрытые из-за выселения из Поволжья лиц немецкой национальности на основании Постановления СНК и ЦК ВКП(б) от 26 августа 1941 года.

Основной контингент учащихся составляли ученики младших классов. Большинство детей старшего школьного возраста вместе со взрослыми трудилось на фабриках и заводах или училось в ремесленных училищах и школах ФЗО, которые готовили кадры для народного хозяйства.

В условиях войны были пересмотрены учебные программы, скорректированы образовательные планы. Некоторые предметы (рисование, пение) могли временно исключаться из учебных планов, при этом увеличивалось количество часов на русский язык, литературу и математику. По постановлению ГКО о всеобщем обучении с сентября 1941 года в школах ввели военно-допризывную подготовку учащихся старших классов, а в 1942-1943 учебном году появился новый предмет - военное дело. Учащиеся 9-10 классов петровских школ занимались в созданных военных подразделениях и получали одну из специальностей: юноши – автоматчиков, девушки – радистов…

Военное время диктовало свои условия. Так, старшеклассникам на уроках литературы предлагались для сочинений следующие темы: "Наша страна – страна героев", "Если враг не сдаётся – его уничтожают", "Что я сделал для фронта", "Смелыми Сталин гордится, смелого любит народ", "Письмо лучшему танкисту (лётчику, артиллеристу)" и так далее. Для диктантов и изложений подбирались тексты под такими названиями, как "Вражеские танки не прошли", "У минного поля", "Письмо с фронта", "Последнее слово командира", "Дочери Советского Союза"…

Д. Кудрявцева, ученица 9-б класса школы №1 г. Петровска

 

Творчество Александра МАРТЫНОВА

…Сегодня трудно сказать, по какому пути пошло бы развитие эрзянской и мокшанской литературы в целом и творчества Александра Константиновича Мартынова в частности, если бы не начавшаяся Великая Отечественная война. В нелёгкой судьбе талантливого эрзянского поэта в тот период начался новый этап, его поэзия нашла отражение в сборниках "Изнямос" ("К победе", 1942 г.) и "Изнямонь зорят" ("Зори побед", 1944 г.). Многие стихи, вошедшие в эти книги, относятся к лучшим образцам мордовской патриотической лирики военных лет, свидетельствуя о возросшем уровне поэтического мастерства их автора. В них воспеваются лучшие моральные и нравственные качества народа, мужество и героизм воинов и тружеников тыла, они наполнены горячим чувством любви к своей Родине и твёрдой верой в её непобедимость.

Александр Мартынов показывает своих героев не только на фронте, но и в тылу. В этом отношении обращают на себя внимание стихи, прославляющие женщин. В них перед читателями предстают настоящие эрзянские Мадонны, красивые не только внешне, но и внутренне, прежде всего, в делах своих, в моральной поддержке своих любимых, которые ведут героическую битву с фашистами. В них прославляется чувство семьи единой, ставшей одним из решающих условий победы над фашизмом...

Т. Романова, учащаяся 8 класса школы с. Таволожка

 

У истоков "Академии милосердия" Ивана Моллесона

В одном из прекрасных мест губернского города Саратова, на берегу Волги, расположено великолепное старинное монументальное двухэтажное здание, которое выделяется своим выразительным силуэтом и обильной деталировкой фасадов. История учебного заведения богата традициями и поистине является "Академией милосердия" Саратовской области. Однако мало кто знает, что основы организации среднего медицинского образования как в Саратовской губернии, так и в целом в России были заложены как раз в этом образовательном учреждении основоположником санитарной службы России – Иваном Ивановичем Моллесоном.

Иван Иванович Моллесон – первый русский санитарный врач, организатор губернских съездов врачей, первой санитарной станции в России, разработчик форм медицинской регистрации и отчётности в здравоохранении Саратовской губернии…

В 1887 году И.И. Моллесон создал при Саратовском губернском земстве санитарный совет. Свою деятельность в Саратове он начал с изучения состояния больничного дела в уездных земствах, наладил систематический сбор, анализ и публикацию важной санитарно-статистической информации. Вся работа освещалась в "Саратовском эпидемиологическом листке", первый выпуск которого вышел в свет 1 декабря 1889 года, а с января 1891 года его сменил "Саратовский санитарный обзор". Основателем и редактором данных изданий был Иван Моллесон…

Женская фельдшерская школа была открыта 2 октября 1896 года, её директором назначили первого санитарного врача России И.И. Моллесона. Эта школа была трёхгодичного обучения с особыми программами, утверждёнными медицинским Департаментом (по Положению 1902 года программы и учебный план утверждались министром внутренних дел по рассмотрению их медицинским советом и по соглашению с министром народного просвещения). Школа состояла в ведении Саратовского губернатора и находилась под ближайшим надзором губернского врачебного инспектора. Директор и преподаватели школы избирались Обществом санитарных врачей и утверждались губернатором.

Преподавание состояло на высоком уровне и приближалось к вузовскому. Обучение велось по следующим дисциплинам: латинский язык, ботаника, химия, физика, анатомия, физиология, фармакогнозия, фармацевтическая химия, фармакология, уход за больными, патология, терапия, хирургия, акушерство, женские и детские болезни, гигиена, диагностика, учение о сифилисе, о кожных, ушных и глазных болезнях, эпидемиология, основы медицинской помощи и способы оказания помощи при внезапных заболеваниях и опасных случаях. В школу принимались девушки с образованием не ниже четырёх классов гимназии, а также имеющие звание домашних учительниц или учительниц начальных классов. При поступлении педсовет отдавал предпочтение лицам с высшим образовательным цензом, но в 1908 году губернская управа, субсидирующая учебное заведение, поставила санитарному обществу условие: строго придерживаться параграфа Устава, отдающего преимущество уроженкам и жителям Саратовской губернии…

Д. Кочугуева, ученица 10-а класса школы №40 г. Саратова

 

Виртуальная экскурсия по памятным местам Саратовской области, связанным с именем Героя Советского Союза Василия КЛОЧКОВА

В 2019 году в Петровске проходил II Международный слёт учеников Панфиловских школ СНГ "Юные сердца", на который съехались школьники, студенты и учителя из разных уголков нашей страны и даже из-за рубежа. Меня, четвероклассницу, на слёт пригласил старший брат, выступавший с работой о дочери нашего легендарного земляка - генерала Ивана Васильевича Панфилова. Именно тогда я услышала от гостей из села Синодское Воскресенского района Саратовской области о политруке Василии Клочкове, который 16 ноября 1941 года в бою под Москвой произнёс известные сейчас всему миру слова: "Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!".

Я постаралась собрать материал о жизни и подвиге знаменитого политрука и составить виртуальную экскурсию по памятникам Саратовской области, сохраняющим память о Василии Клочкове…

Гостей, въезжающих в село Синодское, встречает стела с барельефом Героя Советского Союза Василия Георгиевича Клочкова. Это первый памятник политруку (стела с барельефным портретом работы саратовского скульптора В. Исаева), он был открыт в День Победы в 1962 году.

На малой родине именем героя названы улица и средняя школа, где создан музей, посвящённый памяти земляка. Около школьного здания установлен бюст Василия Клочкова. Площадка перед памятником традиционно становится местом проведения торжественных линеек, а в дни Вахты памяти у бюста выставляется почётный караул из учеников…

В 1935 году Василий Клочков переехал в Вольск, где вместе с семьёй жил в доме №35 на улице Чернышевского до октября 1940 года. Теперь на здании установлена мемориальная доска, в городе именем Героя Советского Союза В.Г. Клочкова названа одна из улиц (бывшая улица Малой авиации), его имя присвоено и вольской школе №10.

В Саратове есть улица имени И.В. Панфилова, на ней расположен своеобразный мемориал, посвящённый Панфиловской дивизии. В составе этого мемориала есть стенд, адресованный Василию Клочкову. Одна из улиц областного центра носит имя политрука, здесь находится школа №97, на здании которой установлена мемориальная доска. Отдельный памятник – бюст работы саратовского скульптора Е.Ф. Тимофеева установлен во дворе учебного заведения. На площадке перед памятником проводят торжественные линейки, в дни Вахты памяти у бюста несут караул учащиеся школы...

А. Храмова, учащаяся 5-б класса школы №8 г. Петровска

 

Земля, которую я люблю: культура и самобытность мордовского села Оркино

Край родной… Как много эти два слова говорят сердцу каждого из нас! И счастлив человек, сохранивший любовь к малой родине на протяжении всей жизни. Знание истории родного края, своего народа и его культуры помогает с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. А вот потеря языкового и культурного многообразия этносов ведёт к национальному обезличиванию, духовному оскудению всего мирового сообщества. В этой связи особое внимание уделяется изучению региональных культур, в частности, финно-угорской, внёсшей свой вклад в общую историю человечества, а также людей, собиравших, сохранявших и исследовавших её самобытность…

Оркино – мордовское село в Петровском районе Саратовской области, основанное в 1712 году. Его история вызывает у меня гордость.

При подготовке работы я обращалась к исследованиям таких корифеев в изучении мордовской культуры, как А.Н. Минх и А.А. Шахматов. А.Н. Минх - известный историк и краевед, даёт следующее описание села: "Оркинские дачи представляют первую гористую местность, разделены на южную и северную части широкою и плодородною долиной, в которой лежит село. Южная часть оркинских дач представляет собой ряд параллельных хребтов, тянущихся с запада на восток, перерезанных глубокими оврагами и долинами… Северная часть оркинских дач не менее гориста".

Коренное население села Оркино – мордва, но откуда они пришли, не помнят. Называют они себя "эрьзя". По генеральной ревизии 1745-1749 годов уже показана деревня Оркина Петровского уезда, заселённая мордвой из деревень Мачима и Садома Пензенского уезда.

Шахматов даёт три варианта названий: Рождественское, Кучугуры и Оркино. Жители села настаивают на последней версии.

Сейчас в Оркино проживают долгожители и люди преклонного возраста, которые рассказали мне ещё об одной версии происхождения названия села. По их словам, существует предание, что пришедший сверху мордвин Орька, облюбовав эти места, выпросил у правительства позволение поселиться здесь с несколькими семьями других мордвов: полагают, что это было в начале XVIII века. Имя Орьки перешло впоследствии к образовавшемуся селению, которое, в таком случае, правильно должно называться Орькино. До сих пор живёт в селе несколько семей, носящих фамилию первого засельщика – Ортины, Орькины...

А. Воротынова, ученица 8-б класса школы №2 г. Петровска

 

Макет памятника "Петровский район – родина певицы Лидии Руслановой"

Лидия Андреевна Русланова родилась в селе Чернавка Сердобского уезда Саратовской губернии (ныне – это Малосердобинский район Пензенской области), неоднократно бывала в Саратове и Саратовской области, давая многочисленные концерты. Её имя неразрывно связано и с Петровском, а значит, памятник, посвящённый известной певице, мог бы стать одной из достопримечательностей нашего города. Я считаю, что его можно было бы установить у входа в районный Дом культуры, где он напоминал бы о богатом культурном наследии нашего края.

Проанализировав творчество известной певицы, изучив фотографии Лидии Руслановой и концертные снимки, я выявила главные атрибуты артистки - яркие, выделяющиеся черты, которые являли бы образ непоколебимого духа русского народа.

Самая известная песня в исполнении Лидии Руслановой – "Валенки". Она и послужила главным источником моего вдохновения при создании макета памятника. Аккордеон на макете - опора валенок, бодро отплясывающих под песню, цветы у подножия – символ скорби и тоски, станут данью памяти событиям, на период которых пришёлся творческий расцвет певицы. Платок позади валенок словно укрывает их и берёт в свои тёплые объятия – это символ любви. Любви к стране, к народу и любимому делу. Также он символизирует защиту и красоту. Аккордеон символизирует поддержку, упорство и опору – в самые трудные минуты человеку требуется крепкий фундамент, чтобы не упасть, и для каждого он будет разным. Для Лидии Руслановой помощником всегда была музыка, творчество спасало её и тех людей, которые смогли впустить мелодию спасительных нот и порой исцеляющих песен в самое сердце.

Музыкальный инструмент находится в положении игры – это значит, что симфония жизни продолжается и не стихает даже в минуты скорби. Две гвоздики в основании являют собой не только образ смерти и траура – это прямая отсылка к годам Великой Отечественной войны, имеющей непосредственную связь с жизнью и творчеством певицы. Надпись на пьедестале напоминает, как мы гордимся своей малой родиной и людьми, которые тут жили, живут и будут жить когда-то. Таким образом, памятник подчёркивает стойкость русского духа перед любыми препятствиями и торжество над горечью, торжество над самой смертью. Если рассматривать макет с такой точки зрения, то пляшущие валенки с цветами у подножия олицетворяют также бессмертную душу человека, ибо пока живёт память о нём, он останется жив в наших сердцах…

Д. Самсонова, учащаяся 11-б класса  школы №3 г. Петровска

 

С каждым разом в Мартыновских чтениях участвует всё больше талантливых, увлечённых исследовательской деятельностью, по-настоящему одарённых школьников и студентов, а также их наставников и педагогов. Так, в конкурсе исследовательских работ в рамках первого этапа текущего года участвовало более 260 учащихся школ, лицеев, гимназий и колледжей, в конкурсе социально значимых проектов – более 320 человек, конкурс творческих проектов объединил более 200 участников. А Петровск, благодаря такому сообществу единомышленников, в двенадцатый раз стал центром представления и обсуждения социально значимых проектов, научных работ и открытий, причём третий год подряд - в международном статусе.

Татьяна Усольцева